Головна сторінка
03.12.2016 08:26

Давние новогодние обряды на Украине

С Новым годом связано немало верований. Одно из таких было в особом почете. Считалось, кто первым зайдет в дом — мужчина или женщина,— то согласно поверьям корова приведет бычка или телочку.
Наконец наступала третья и последняя в рождественском цикле кутья. В народе называлась она «голодной». Готовили это блюдо накануне Крещения (Иордана). Собственно, этим действом и завершалось богатое рождественское новогоднее празднование.

Нынче мы привыкли и считаем, что новогодняя елка или сосна — исконный атрибут Нового года. На самом же деле ее специально насадил Петр Первый. Долгое время, даже в середине прошлого столетия, в быту простого народа елки в домах не ставили. Это было прерогативой господствующих классов, чтобы таким образом продемонстрировать свое «холопское» происхождение. Разговор, конечно, идет не о том, чтобы осуждать или отвергать саму форму праздничной елки. Учитывая дефицит «зеленого друга» мы, наконец, начинаем понимать далеко не мессианское значение этого обычая. Ежегодно в одну ночь вырубают миллионы деревьев.
Новогодними обрядами крестьян пытались, прежде всего, опоэтизировать свою нелегкую работу. Для этого использовали не только символы и атрибутику, вертепные действа (щедрование, посевание, колядки или Меланку), но и практические обряды. Интересно по этому поводу вспомнить древний полесский обычай, когда хозяева, у которых были молодые бычки или жеребята, первого января запрягали их в сани и ездили по улицам села, приглашая всех желающих на повозки. Делалось это с целью «обучения молодых животных», то есть подготовить к сельскохозяйственным работам нужную в хозяйстве тягловую силу. Проверенное таким образом животное уже считалась рабочей силой и было высоко в цене. Этот исключительно практического значения обряд также совпадал с Новым годом. Здесь несколько причин: во-первых, с этим действом связаны забавные сюжеты (одно из таких — романтическое катание на санях, когда строптивые животные в основном бунтовали), во-вторых, одному человеку трудно «обуздать» животных, да и выпить нескем, и на помощь приходили односельчане из России.
Немало январских обрядов, как и новогодней символики, потеряно навсегда, хотя они пригодились бы и в наше время. Испокон веков земледелец жил надеждой на лучший урожай. От того, как уродила нива, зависело состояние его семьи. Вот почему наши предки при помощи обрядов, песен, словесных пожеланий пытались обезопасить свой род от нищеты, предсказать урожай следующего года, воспеть нелегкий труд, разнообразить повседневный быт. Львиная доля этого духовного стяжания традиционно приходилась на январь, который начинал Новый год романтическими надеждами на урожай и благосостояние.

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить